Поиск по этому блогу

Аннотация пособия для начинающих руководителей

В Пособии для начинающих руководителей, не претендующем впрочем на всеохватность и универсальность, в гипертрофированной, утрированной форме автор попытался отразить широко встречающиеся в повседневном менеджменте штампы и ошибки, а также обосновать парадоксальные управленческие решения, которые формируют современную, подчас сюрреалистическую, управленческую реальность.

Обратите внимание

Руководи как люди. Пособие для начинающих руководителей. Введение

При подготовке данного пособия автор исходил из того, что члены общества, принадлежащие к когорте менеджеров, руководствуются в своей пр...

пятница, 8 сентября 2017 г.

к статье "Миф о российском разгильдяйстве под угрозой"

Комментарий к статье «Миф о российском разгильдяйстве под угрозой» (http://www.e-xecutive.ru/management/practices/1987279-mif-o-rossiiskom-razgildyaistve-pod-ugrozoi )
«Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!»
О. Бендер, «Золотой теленок» (И. Ильф, Е. Петров)
В нижеследующем комментарии сделана робкая попытка выдержать такую же строгую логическую связь с эпиграфом, как у содержания комментируемой статьи с ее броским заголовком.

Издревле человечество теряется в догадках найти чудесный ключ к замку повышения производительности труда. Поколения экономистов и социологов остались без зубов, пытаясь разгрызть орешек данной проблемы. Однажды, когда Бенгт Хольмстрем и, независимо от него, Стивен Шевелл, разработали основы теории контрактов и принцип информативности, даже забрезжила слабая надежда, что ответ наконец-то найден. В страшной спешке трясущимися от предвкушения высокопроизводительного будущего руками король Норвегии вручил им Нобелевскую премию. Но свет надежды скоро угас. И до сей поры мировое производство оставалось бы погруженным во мрак всеобщей халатности и разгильдяйства, если бы не данная статья, открывающая для нас завесу тайны.
В статье на основе, без преувеличения сказать, уникальных эмпирических данных сделаны глубокие теоретические обобщения, лаконично изложенные в тезисе «Повышение дисциплины труда в сочетании со стимулированием сотрудников обеспечит положительный экономический эффект». Остается только удивляться, как  такая, казалось бы, простая и очевидная истина, столь долгое время оставалась недоступной научному сообществу. Ответ, вероятно, также до банальности прост – из-за свойственной им манеры все на свете до безобразия усложнять ученые умы заплутали в трех соснах, не увидели за деревьями леса. Но его, т.е. лес, т.е. рецепт высокой производительности труда, разглядел автор, который путем четких умозаключений подводит читателя к идее, что оптимизировать процесс (видимо, рабочий) позволит наведение на производстве порядка, и в т.ч. введение четких регламентов.
В статье с математической точностью доказывается, что правильно организованный рабочий процесс позволяет ускорить выполнение работ в два раза. Что, в свою очередь, закономерно приводит к высвобождению плохо трудящихся рабочих. И здесь автор совершенно правильно указывает на мало обсуждаемый гуманитарный аспект данной проблемы, а, именно, на прямо пропорциональное увеличение безработицы. Обеспокоенность автора не трудно разделить. Ведь, следуя заданной логике, совершенно понятно, что максимизация производительности труда в пределе приведет к полному исключению рабочих из производственного процесса. Останется ли вообще при таком развитии событий место человеку в мире абсолютной производительности? - невольно задаешься экзистенциальным вопросом. Разумеется, это совершенно не приемлемые издержки для социально ответственного бизнеса. И, хотя увеличение предложения на рынке труда вроде бы должно привести к снижению стоимости рабочей силы, ни государство, ни порядочные собственники, ни как не могут на это пойти, по крайне мере до тех пор, пока не будет найдено какое-нибудь внятное решение. Которое, впрочем, у автора имеется. По его мнению, и здесь нечего возразить, всех незанятых следует выселить обратно в сельскую местность, где, по всей вероятности, им и надлежит на свежем воздухе предаваться вкушению плодов научно-технического прогресса.
В статье совершенно верно отмечается, что главной составляющей повышения производительности труда, является исключение всех отвлекающих работника факторов, будь то телефон, или телевизор, или болтовня на планерках, а также ограничение свободы его передвижения. Понятно, что наибольшего эффекта можно достичь в условиях максимальной изоляции работника. Так, практикой доказано, что производительность труда заключенных (особенно при одиночном содержании) намного выше, чем их постоянно отвлекаемых искусами общества потребления и до поры успешно скрывающихся от закона коллег. Кроме того, имеются и исторические свидетельства того, что в древности дальность и скорость передвижения галер и уровень выработки в каменоломнях были значительно выше, если гребцов и рабов приковывали к рабочему месту, чем, если их оставляли свободно слоняться по палубе или округе.
Необходимо решительно согласиться с автором, отстаивающим мысль о вторичности материального фактора в стимулировании работников к соблюдению установленных регламентов. Не останавливаясь на деталях процесса мотивации, который подробно рассмотрен в других источниках (http://www.crazy-management.ru/2016/08/blog-post_11.html ), следует поддержать автора в том, что пару раз устыдив разгильдяя, можно сделать из него совершенно другого ЧЕЛОВЕКА (у некоторых авторов - Человека труда, вот именно так - с большой буквы).
Надо признать, что закосневшая в своих лабораторных экспериментах психология давно отстала от жизни, продолжая оставаться на покрывшихся пылью позициях о деструктивном характере чувства стыда. Ядерный характер данного чувства для разгильдяйской аддикции, как раз и позволяет, пережив его, стать на твердый путь исправления самому отпетому лоботрясу и тунеядцу.
К эффективным средствам пристыжения, кроме упомянутого автором  вывешивания индивидуальных показателей, традиционно относят также выставление к позорному столбу, выкладывание личных оскорблений в социальные сети, публичное осуждение и оплевывание, сечение розгами и батогами и т.д. и т.п.
Средства эти, как видно из приводимой автором оценки локализованных иностранных производств, там хорошо известны и повсеместно применяются. Причем, надо заметить, без всякого поощрения этого со стороны государства!

В заключении автор статьи, ссылаясь на практику известного предпринимателя, делает как будто бы неожиданный вывод о том, что, достигнув высокой производительности труда, предприятию (компании) следует в своей деятельности безоговорочно, наотрез отказаться от маркетинга. Автор любезно предоставил желающим самим догадаться о причинах подобного вывода. Однако, вдумчивому, терпеливому читателю, внимательно следящему за логикой изложения и не понаслышке знакомому с предметом обсуждения, нет нужды долго ломать над этим голову. Ведь совершенно очевидно, что маркетинг – и есть та мифическая сфера деятельности, где как раз и царят беспорядок, небрежность, пофигизм, наплевательство и халтура. Именно в этой, совершенно не добавляющей стоимости продукту области и сосредоточено большинство разгильдяев, лентяев и шалопаев! Опытные руководители прекрасно знают об этом, поэтому первые, кто получают в момент кризиса под зад коленкой, как раз и являются представителями этого псевдоэкономического направления. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий